?

Log in

N

August 2011

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
normal

lqd in sumer_in_life

Нисхождение Инанны

Второй по известности после «Энума элиш» шумерский миф, в котором проясняется роль еще шести богов шумерского пантеона.

Историки склонны в этом мифе усматривать аграрно-крестьянский подтекст, что природа каждую осень умирает, а весной воскресает, и якобы именно это символически представлено в мифе. Вполне возможно, но, как и в случае с «Энума элиш» это поверхностное прочтение. Основное содержание мифа: 

  1. Инанна собирается в страну мертвых
  2. берет с собой семь драгоценных вещей, символизирующих её тайные силы
  3. дает наставление своему послу, что если не вернется через три дня, тогда пусть он идет сначала к Энлилю, если он откажет в помощи, тогда к Нанне, и затем к Энки
  4. Инанна подходит к вратам мира мертвых
  5. её впускают, забирают все семь вещей
  6. оставшись без сил, Инанну убивает Эрешкигаль
  7. посол Инанны идет за помощью к Энлилю – он отказывает, Нанна тоже отказывает
  8. помогает Энки
  9. Энки создает двух магических существ, дает им воду и траву жизни, которые оживят Инанну
  10. приказывает магическим существам избегать соблазнов, когда им вместо трупа Инанны будут предлагать богатства
  11. существа оживляют Инанну, она выбирается из мира мертвых
  12. демоны подземного мира гонятся за ней
  13. чтобы от них отвязаться, она отдает им своего мужа Думузи
  14. бог солнца Уту помогает Думузи убежать от демонов, превратив его ноги в змей
  15. все живы, демоны никого не поймали

Позднее миф был дополнен историей предательства, в результате которого Думузи попадается демонам, но очевидно это уже художественное наслоение, так как предполагается, что Уту дал Думузи гарантированный способ убежать от демонов без всяких оговорок.

Чтобы была понятна эзотерическая сторона мифа, необходимо прояснить роль рассматриваемых в мифе богов. 

В мифе присутствует дуальность «жизнь-смерть», где жизнь – это Инанна и Думузи, а смерть – Эрешкишгаль и Нергал. Имя Инанна переводится как владычица небес, Думузи – безупречный, истинный сын. Эрешкигаль и Нергал – боги чумы, войны, страданий и мира мертвых. Инанна и Думузи связанны с плодородием, цветением, рождением, то есть со всем созидательным, тогда как Эрешкигшаль и Нергал их полные противоположности. Это знакомое противопоставление, выше уже описанное как Пан-эрос и Танатос. Отсюда можно справедливо заключить что Инанна и Думузи – создатели элемента пан-эрос, а Эрешкигаль и Нергал – создатели элемента танатос. Неудивительно, что Инанна и Думузи были самыми популярными богами в шумере, подобно Лакшми и Ганеши в Индии.

Другая пара богов Нанна и его сын Уту. Нанна – лунный бог, седой и мудрый, весьма популярный в шумере. Уту – солнечный, инициативный бог. В мифах Уту выступает в роли инициатора и Великого Учителя: он обучает Думузи как убежать от демонов, помогает Гильгамешу, помогает Энки. Его помощь – это магическая помощь, отсюда можно заключить, что Уту – солнечный бог, покровитель инициированных людей, адептов. Нанна – напротив, выражает житейскую мудрость, которая, разумеется, также важна, отсюда Нанна – покровитель простолюдинов.

После того как стали ясны функции богов, эзотерическая сторона мифа представляется достаточно простой для понимания.

Миф открывается намеком на то, что всё однажды рожденное умирает, никому этого не избежать. И сама Инанна готовится умереть, но все же хранит надежду, что кто-нибудь ей поможет избежать этой участи: Энлиль, Нанна, или Энки.

Инанна собирает все свои силы, идет к вратам мира мертвых, и у нее забирают все тайные силы. Это символическое выражение того, что какой бы не был человек талантливый, умелый или сильный, старость и смерть забирает всё. Инанна умирает. Её убивает Эрешкигаль и вешает голый труп на крюк.

Энлиль отказывает помочь, хотя он один из великой троицы, могущественный бог, создатель творческого мира мог бы это сделать (Инанна, кстати говоря, является частью этого мира). Действительно, Энлиль сам создал такой порядок, что всё рожденное умирает, и не собирается его менять.

Нанна отказывается помочь. Житейской мудрости явно не хватит для того, чтобы превзойти смерть. 

Помогает Энки, создатель астрального мира. Следует заметить, что именно Энки поднимает бунт против старых богов в «Энума элиш», и он же является отцом Мардука, героя, который превосходит саму смерть. То, что помогает Энки – это принципиально, никто другой не может в этом помочь. Во-первых, это означает, что существует Путь выше смерти, и во-вторых этот путь начинается с пересмотра своих интересов: избавление от всего ненужного, и концентрацией усилий на эзотерических учениях, в конце которых становишься «другом богов». Эпизод, где рассказывается о выборе «если тебе предложат богатства – откажись от них», указывает как раз на это.

Энки магически оживляет Инанну. Инанна хоть и выбирается из мира мертвых, но еще не получила бессмертие, так как за ней гонятся демоны, которые готовы обратно утащить её в мир мертвых. Оживление Инанны – это инициация, первый этап, переоценка интересов. Далее начинается практика, непосредственно сам Путь. Именно это символически выражается в том, что солнечный бог-инициатор Уту посвящает Думузи в специальные практики, которые позволяют ему навсегда избежать демонов и смерти. Интересно сравнить, что змеи в связи с Шивой являются символом «внутренней энергии». «Приручить змею» у йогов и тантристов означает «справиться со своими внутренними желаниями и мыслями».

Итого, эзотерический смысл этого красивого мифа:

  1. всё умирает
  2. есть способ избежать смерти
  3. инициацией на путь является пересмотр интересов и переоценка ценностей
  4. эзотерические практики в итоге приводят к бессмертию

Comments