?

Log in

N

August 2011

S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
normal

lqd in sumer_in_life

Инанна и Энки

Безусловно, самая загадочная категория в шумерских текстах это МЕ, примеры использования:

  • МЕ Нинурты велики и многочисленны
  • Не уменьшай храмовые подношения, чтобы не уменьшить МЕ богов
  • МЕ свои проявит на небе и на земле
  • Она – госпожа сидящая на ужасных МЕ
  • Она достойна 50 великих МЕ
  • МЕ для тебя сделаю совершенными
  • Святые и чистые МЕ храма
  • Храм наполнен МЕ владычества
  • МЕ храма определены Аном
  • Пословица: у вещи, брошенной в огонь, МЕ её ярки, но после она превращается в ничто

 В общем же МЕ могут владеть:

  • Боги
  • Храмы каким-то образом содержат МЕ
  • Обожествленные правители

Владельцами МЕ являются боги и храмы, но сами МЕ связанны со всем: начиная от правления, врачевания и заканчивая земледелием и проституцией, к примеру:

  • МЕ героизма
  • МЕ пения
  • МЕ ремесла медника
  • МЕ проституции
  • МЕ украшения
  • МЕ справедливости
  • МЕ секса и поцелуя
  • МЕ давания совета

МЕ упоминаются в связи:

  1. Отличительная черта внешнего вида
  2. Сила, царская власть
  3. Виды деятельности

Говорится, что с потерей МЕ город теряет свою значимость, для богов лишиться МЕ немыслимо. МЕ постоянно у богов и из храмов пытаются украсть всеразличные зловредные существа. В мифе «Энума элиш» Мардук забирает у Кингу таблички с МЕ.

Но что же такое МЕ конкретно никто не знает. Историками предлагалось множество вариантов, начиная от архетипов и особой силы, нечто вроде магической «маны», и заканчивая просто штандартами-знаменами, настолько это кажется многозначительным и неопределенным. Наиболее полно в русскоязычной литературе это вопрос разбирает известный российский востоковед В.В. Емельянов в книге «Шумерская категория МЕ», но он не выдвигает ни одной версии, что такое МЕ. Наиболее близкое значение МЕ по мнению Емельянова это греческий Логос.

Между тем, это не должно быть сложным, это должно быть чем-то очевидным и наглядным. Для МЕ надо найти такое понятие или явление, которое было бы простым, и одновременно с тем, если заменить МЕ на это слово, то текст должен обрести видимый смысл.

О МЕ однозначно можно сказать, только то, что МЕ неким образом связанно с "идеальным представлением". В связи с чем, МЕ иногда связывают с архетипами как идеальными образами психики. Но заменив в тексте «МЕ» на «архетип», видимого смысла не обнаруживается.

Как связан идеал и реальность? Нам всем хотелось бы видеть идеальную реальность: идеально удобную мебель, идеально красивую одежду. Смотреть идеальные фильмы и читать идеально написанные книги. Но в то же время всегда остается определенный зазор между идеальным и фактическим. И чем меньше этот зазор - тем ближе подошел творец к идеалу. Отчего зависит насколько близко подойдет творец к идеалу? От его таланта.

Талантливым может быть кто угодно: правитель, земледелец, врач и проститутка. Можно даже сказать, что некоторые вещи горят талантливо - и каждому интуитивно ясно, что значит «гореть талантливо». Если брать архетипы, то талант включает в себя архетип - сделать что-либо талантливо это значит сделать максимально приближенным к архетипическому (т.е. идеальному) образу. В то же время талант как понятие - это наглядно, понятно и очевидно даже самому посредственному простолюдину.

Но самое важное,  если «МЕ» заменить на «талант», то текст обретает наглядный смысл:

  • Таланты Нинурты велики и многочисленны
  • Не уменьшай храмовые подношения, чтобы не уменьшить таланты богов
  • таланты свои проявит на небе и на земле
  • Она – госпожа сидящая на ужасном талантливо сделанном троне
  • Она достойна 50 великих талантов и талантливо сделанных вещей
  • Таланты для тебя сделаю совершенными
  • Святые и чистые талантливо сделанные вещи храма
  • Храм наполнен талантливо сделанными вещами, выражающими владычество
  • Список вещей, песнопений которые должны талантливо исполняться в храме, определены Аном
  • Пословица: вещь, брошенная в огонь талантливо горит, но потом превращается в ничто

Талант - это дар богов, это так есть сейчас, так было и в шумере. Талантливый человек - ценный человек. Талант, пожалуй, это самое ценное что есть в человеке в смысле его общественной полезности.

Эзотерически является важным, что МЕ были созданы Аном (творцом небесного ментального мира), а хранителем и распределяющим МЕ между всеми является Энки, творец астрального мира. Астральный мир – это по-простому список профессий, любой человек имеет склонность к той или иной деятельности, но не каждый является талантливым.

Грубо говоря, ментальный мир – это гениальность, а астральный мир – талантливость. Между этими категориями много общего, но есть и тонкие нюансы различий. Талантливость человека, подобно гениальности, определяется «количеством» того или иного элемента: если в Уме человека много раджаса – он может стать талантливым ученым, если тамаса, то художником, скульптором, актером. Но это еще не будет означать, что он будет и гениальным, для гениальности необходимо наличие еще и ментальных элементов. Если в Уме будет много и психе и светлого тамаса – тогда такой человек может стать гениально талантливым актером, певцом или бизнес-дельцом. Аналогично и с другими элементами. Когда шумеры говорили «таланты твои сделаю совершенными», предположительно имелось как раз ввиду, что «доведу твои талантливые навыки и умения до гениальной совершенности».

Энки, как владелец всех талантов - знает всё; он советует, помогает, рекомендует. Если появляется какая проблема у кого-нибудь из героев – помогает Энки. Энки помог Инанне выбраться из мира мертвых, помог Гильгамешу, Нинурте.

Важно понять, что адепту не нужен талант. Адепту нужен гнозис. Адепту необходимы астральные элементы ровно в том количестве, которое достаточно для обретения гнозиса. А так как талант является, по сути, избыточным наличием в Уме какого-либо астрального элемента, то это в определенной мере является препятствием. Впрочем, то же самое и с гениальностью.

В мифе Инанна и Энки мифе главными героями являются не боги и герои, а МЕ. Версия историков такова, что данный миф описывает политическое возвышение города Урука, и якобы в честь этого был создан миф. Содержание мифа:

  1. Инанна отплывает в Абзу к  Энки
  2. Её встречают, Инанна и Энки пируют
  3. нагулявшись, Энки отгружает в ладью Инанны все МЕ: доблесть, могучесть, неправедность, праведность, плотничество, медничество, ремесло грамотейное и так далее
  4. Инанна возвращается в Урук
  5. по мере того как Инанна подплывает к Уруку, Энки семь раз пытается вернуть обратно МЕ
  6. тем не менее, Инанна приплывает в Урук вместе с МЕ, и тем самым возвеличивает и себя и город

Действительно, если под МЕ понимать талант, то для того чтобы возвысить город, в нем следует открыть множество «школ талантов», чтобы они создавали соответствующего качества товары и услуги, в этом заключается «народный» смысл мифа. Эзотерический смысл здесь также прост в понимании. Миф указывает на то, что человеку следует быть созидательным, предприимчивым, добрым и отзывчивым, тогда боги непременно наградят такого человека талантами.

Comments