?

Log in

No account? Create an account

Previous 10 | Next 10

Aug. 31st, 2010

normal

lqd

энума элиш и путь адепта

Начать следует с космогонического мифа, поверхностное прочтение которого является наивным описанием создания всей видимой вселенной и человека в том числе. 

Миф «Энума элиш» датируется второй половиной II тыс. до н. э. и является не шумерским, а уже вавилоно-аккадским с соответствующей заменой имен богов: Ан – Ану, Энки – Эа, Уту – Шамаш. Для избежания путаницы будем использовать только шумерские имена. Миф записан на семи таблицах. Основное содержание мифа: 

  1. До того как были названы небеса и земля, существовали боги Апсу – пресный океан и Тиамат – соленый океан, они «смешивали свои воды»
  2. появились первые два бога: Лахму и Лахаму
  3. далее появились Аншар и Кишар
  4. далее появился Ан
  5. после Ана появился Нудиммуд
  6. вновь рожденные боги учиняют шум, мешают покою Абзу и Тиамат
  7. втроем Абзу, Тиамат и их советник Мумму собираются, и обсуждают что делать с шумными молодыми богами
  8. Абзу предлагает их убить и вернуться к изначальному состоянию
  9. Тиамат против
  10. Мумму и Абзу вопреки Тиамат решают все-таки убить молодых
  11. молодые боги собираются и обсуждают как избежать этого
  12. Энки придумывает заклинание и усыпляет Абзу и Мумму, а потом и убивает Абзу
  13. Энки на месте владений Абзу создает свои чертоги и называет их также – Абзу
  14. в чертогах Абзу Энки и Дамкина рождают Мардука
  15. Ан даровал Мардуку «четыре урагана», которые сыграли решающую роль в дальнейшей битве
  16. четыре урагана Ана тревожат, не дают покоя Тиамат
  17. Тиамат в конце концов решает убить всех молодых богов
  18. Тиамат создает 9 чудовищ, она десятая и одиннадцатый их предводитель – Кингу,  выступают битвой против молодых богов
  19. молодые боги узнают об этом, готовятся к бою, главным избирают Мардука
  20. Мардук берет с собой семь ветров, а четыре урагана подаренные Аном, запрягает в колесницу, всего 11
  21. Мардук побеждает Кингу и забирает у него «таблицы судеб»
  22. Мардук убивает Тиамат  и создает из её трупа видимый космос: землю, горы воды и так далее
  23. создает «стоянки в космосе» для Ана, Энлиля, Энки
  24. Мардук замышляет создать человека из крови «виноватого» Кингу, Энки воплощает замысел
  25. Мардука нарекают 50 именами славы

Поверхностный смысл мифа сводится к тому, что в Вавилонии считали Мардука демиургом, создавшим весь видимый космос. И поэтому наиглавнейшим среди богов. Если придерживаться такой точки зрения, то сам миф – это наивное, архаичное объяснение происхождения Вселенной.

Эзотерическая сторона мифа (возможно) заключается в следующем. В мифе представлен конфликт старших и молодых богов. Старшие боги представляются в облике ужасных чудовищ, а молодые в прекрасном антропоморфном облике. Это похоже на то, что в тантре считается, что омраченный ум – чудовищный и кошмарный, а просветленный – прекрасный. Так как в шумере была традиция схожая с тантрой, поэтому скорее всего именно это и выражено в оппозиции старших и молодых богов.

При этом старших бога три: Тиамат, Мумму и Абзу. Абзу связан с Энки, значит можно утверждать, что Абзу олицетворяет омраченный астральный мир и астральное тело. Мумму является советником, а советовать можно в общем случае «либо создать, либо разрушить», поэтому можно считать что Мумму – олицетворение омраченного творческого мира и творческого тела. Тогда Тиамат получается олицетворением омраченного ментального мира и ментального тела.

То есть троица Тиамат-Мумму-Абзу – это те же самые три мира и три тела человека, только в своем омраченном состоянии. Подобно тому, как в тантре считается, что человек рождается с омраченным умом, но по мере практики обретает просветление и окончательное освобождение, такая же идея выражается в мифе «Энума элиш».

В мифе упоминаются троица Ан, Энлиль и Энки, которые являются создателями просветленных миров. Но что тогда символизирует Мардук? Мардук символизирует проявленный мир стихийных элементов – видимый мир, тот мир, который нам доступен в пяти чувствах. Также,  для человека Мардук является символом: тем, кто избавился от омрачений. Мардук для человека символ воли, которая заставляет человека самосовершенствоваться. Ему противостоит Кингу, который для человека есть символ пассивности. Здесь вспоминается концепция Платона, когда он сравнивает ум с колесницей запряженной двумя конями – черным и белым. Белый конь стремится ввысь к вечной божественной жизни, а черный тянет вниз в забытье (Платон такое описание ума получил у египетских жрецов, которые, кстати говоря, имели общие взгляды с шумерами)

Итого, оппозиция четырех миров:

Название

Омраченные миры

Светлые миры

Ментальный

Тиамат

Ан

Творческий

Мумму

Энлиль

Астральный

Абзу

Энки

Физический

Кингу

Мардук

Поэтому, смысл убийства старших богов с точки зрения человека, заключается в следующем: прекращение бессмысленного существования, и обретение смысла жизни в виде Пути становления себя как «друга богов». Не уничтожив старое и неправильное нельзя обрести новое и правильное. Мардук, убив Кингу забирает у него «таблицу судеб», это означает что теперь каждый человек должен следовать правильному небесному Пути.

Интересен факт, что Мардук рожден Энки. Энки – создатель астрального мира. Для человека это означает, что из всех интересов следует выбрать и сделать приоритетными те, которые ведут по Пути совершенства.

В мифе присутствуют «неопознанные» Лахму и Лахаму, Аншар и Кишар, а также необходимо «опознать» Нудиммуда.

О Лахму и Лахаму почти ничего неизвестно. Историками считается, что это некие «демоны водной стихии». Такое утверждение делается на основании того, что их сравнивали с волнистыми следами на иле, оставленными морским прибоем. Также, их сравнивали с извивающейся змей – этого историкам «хватило», чтобы занести их в «демоны» и даже более того – сделать их синонимом Тиамат. Хотя, их изображения вполне антропоморфны и ничем не отличаются от классического вида, за исключением извивающихся кудряшками волос. Общее между следом прибоя на иле, змеей и кудрями (ни у одного бога больше кудрей нет, вообще их нигде больше нет) – извивающееся. Не сложно разглядеть здесь намек на извилины мозга, а значит – на интеллект, а еще точнее, на элемент ментального мира пневма. Интересное сходство с махавидьей Тарой – она тоже первая, и тоже олицетворяет этот элемент. В целом Лахму и Лахаму должны значить нечто типа «тезис-антитезис», благодаря чему делается возможным познание мира. Будем считать, что Лахму и Лахаму – это творцы ментального элемента пневма.

Если  удалось идентифицировать первый элемент, следовательно и Аншар, Кишар, Нудиммуд и Ан, как первые из богов, тоже должны быть связанны с ментальным миром.

Проще всего с Аном – так как он главнейший, то скорее всего является творцом самого главного элемента – гнозис. Остаются Аншар, Кишар и Нудиммуд. Кто-то из них психе, а кто-то гиле.

Аншар и Кишар переводятся как «Небесный штырь» и «Земной штырь», штырь в смысле pivot. Иногда переводят как Небесная и Земная ось, что странно, потому что обычно говорится об одной Мировой оси и всё. Дополнительных сведений об этой паре богов тоже не много, поэтому историки и здесь заходят в тупик. Между тем (если «прицеливать» эту пару на элемент психе) эмоцию как объект чрезвычайно сложно представить абстрактно. Какой предмет, какая абстрактная конструкция может быть символом эмоций? Существуют приятные и неприятные эмоции, причем, когда человек испытывает радость, то ему кажется, что он на «седьмом небе», а когда переживает горе, то кажется что на «последнем круге бездны». Как будто бы есть некие штыри небесный и земной, на которые нанизываются «семь небес счастья и семь кругов бездны горя». Возможно, именно это и имелось шумерами ввиду. Будем считать, что Аншар и Кишар – создатели элемента психе.

Соответственно Нудиммуд должен быть связан с элементом гиле. Нудиммуд переводится как «созидающий». Именно таким и должно быть имя бога, который сделал потенциально возможным творение всего феноменального, создав элемент гиле.

Таким образом, кроме всего прочего, в мифе «Энума элиш» выявились боги, связанные с элементами ментального мира.

В целом, эзотерический смысл мифа «Энума элиш» следующий:

  1. три тела человека изначально пребывают в пассивном, омраченном состоянии
  2. получив наставление, человек дифференцирует свои интересы на первостепенные и второстепенные.
  3. это приводит к появлению в человеке «божественной воли» (рождение Мардука)
  4. и становлению на путь, по ходу которого человек уничтожает все свои омрачения
  5. в конце пути человек становится «другом богов».

punchacha

(no subject)



вот тут всё:
http://marinni.livejournal.com/584341.html#cutid1

Jun. 26th, 2010


punchacha

Ziggurat of Ur



вообще приятно была удживлена, количеством тематичекого видео на ютубе.

http://eleonorar.livejournal.com/228020.html
это просто ссылка на пост.

May. 20th, 2010


punchacha

Обувь



всё здесь:
http://marinni.livejournal.com/536008.html?#cutid1

May. 2nd, 2010


punchacha

Шилейко В.К.





http://www.kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_122.htm
http://lib.udm.ru/lib/POEZIQ/SHILEJKO/Rykova_Shumerskie_Tabletki.txt
http://uborshizzza.livejournal.com/350156.html
а немало, однако, у Ахматовой было мужей :))

http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/shil/eyko.htm

Feb. 8th, 2009

normal

lqd

(no subject)


Jan. 10th, 2009

normal

lqd

(no subject)


Oct. 27th, 2008


punchacha

Любителям гимнов :)

http://www.imeem.com/horstjaquet/music/epoZez-L/ensemble_de_organographia_musical_instructions_for_lipiti/

Oct. 12th, 2008


punchacha

Топор для Нергала

Этот шумерский литературный текст – «Топор для Нергала», очень короткий, состоя-
щий всего из 16 строк, уже неоднократно переводился западноевропейскими ассириолога-
ми (на немецкий и английский языки).
Read more...Collapse )

Комментарии и перевод с шумерского Владимира Сазонова

punchacha

история Туммаля

Комментарии и перевод с шумерского Владимира Сазонова

Read more...Collapse )

Previous 10 | Next 10